Дистанционная школа Новосибирского центра продуктивного обучения

Дата и время

4 занятие

Начинаем опять с игры «цилиндр или не цилиндр». И повторяем, и быстро включаемся в работу. Вспомнили всё, что уже знаем о цилиндре и переходим к работе с пластилином. Каждый лепит один большой цилиндр (на прошлом занятии почему-то многие пытались слепить маленькие и очень маленькие цилиндры). Фигуры оставили на партах (они пригодятся нам позже). Всех зову к доске и прошу встать в кружок. Будем проводить эксперимент: освещать цилиндр фонариком с разных сторон и смотреть на тень.
Светим сверху – увидели круг (вспомнили след цилиндра на бумаге). Светим наискосок – видим пятна непонятной формы. Светим сбоку и чётко видим прямоугольник!
Тени – отражение объёмного цилиндра на плоскую поверхность. Попробуем найти, где же в цилиндре прячутся те плоские фигуры (тени), которые мы видели. Для этого каждый работает со своим цилиндром, слепленным из пластилина. Я показываю всё на своём, заранее слепленном цилиндре.
Разрезаем цилиндр горизонтально, параллельно основаниям. На срезе видим круг, вот и первая наша тень. Обсуждаем, всегда ли при таком разрезе будет круг. Да, причём получающиеся круги будут равными. А если так разрезать бочонок? Вот и ответ на вопрос с прошлого занятия: цилиндр обязательно одинаковой толщины. Это ещё один признак цилиндра.
Разрезаем цилиндр наискосок через боковую поверхность. Получаем овал – вторая тень.
Разрезаем вертикально через основания, получаем прямоугольник. Нашли и третью тень. На разрезе (внутри объёмного цилиндра!) мы находим разные плоские фигуры.
Разбираемся, как объёмные фигуры могут изображаться на плоскости. Например, человек объёмный, но его можно изобразить на плоскости. Как? И ответы детей были просто великолепны: зеркало, фотография, рисунок, кино, телефон…
А теперь учимся изображать цилиндр в тетради. Рассматриваем, как художник рисует цилиндр, какими приёмами он показывает, что цилиндр объёмный. И учимся рисовать схему (чертёж) цилиндра так, чтобы было понятно, что он объёмный и были обозначены все его элементы. Маленький фокус: применяем штрих-пунктирную линию для невидимых линий.
И не забываем научиться правильно писать слово ЦИЛИНДР.