Дистанционная школа Новосибирского центра продуктивного обучения

Дата и время

3 занятие

Начинаем с исследования (заранее подготовили наборы деревянных цилиндров).
Цель: разобраться, какие два цилиндра можно назвать одинаковыми. Работа индивидуальная, перед каждым – 4 разных цилиндра.
Шаг 1: найти цилиндры одинаковой высоты и выяснить, чем они отличаются.
Шаг 2: найти цилиндры одинаковой толщины (пока употребляем такие житейские понятные слова!) и выяснить, чем они отличаются.
Шаг 3: найти одинаковые цилиндры.
С первыми задачами справляются все, а с третьей никак! А нет одинаковых! Выход нашли: поменялись с соседом одним из цилиндров и (ура!) у каждого – по два одинаковых цилиндра в руках!
Разбираемся дальше с основаниями.
Поставили цилиндр на лист тетради и обвели основание. Получили СЛЕД цилиндра на плоскости. На что похож? Рассмотрели полученную фигуру – похожа на круг. Делаем вывод: основание цилиндра – круг. Перевернули цилиндр и поставили в этот круг другим основанием. Оно совпало с нарисованным кругом! К признакам цилиндра добавляем новый: основания являются кругами и они равны.
Показываю большой цилиндр детям, развернув его основанием к ним, и круг, равный основанию цилиндра. Видят два круга. Обсудили, чем эти две фигуры отличаются. И начинаем разговор о том, что геометрические фигуры делятся на объёмные и плоские. Разобрались, чем круг отличается от цилиндра: цилиндр занимает место в пространстве, а круг нет. Круг занимает только место на листе (плоскости).
Играем: достаю фигуру – все азартно доказывают, почему это цилиндр или не цилиндр. И напоследок работаем с картинкой «Посуда на кухне». На ней надо раскрасить только ту посуду, которая имеет цилиндрическую форму.
Получается уже хорошо, хотя иногда кое-кто красит посуду с формой бочонка. Почему она не цилиндрическая? Разберёмся.